БЕРЛОГА АУДИОЛОГА

Previous Entry Share Next Entry
Голуби и Безумные Кашевары
audiolog


Русские Мутанты на Рыбной Фабрике

«Голуби и Безумные Кашевары»

Концерт в Fish Fabrique Nouvelle 21.09.2012


Увы, хождение по клубным концертам чаще всего заканчивается ничем. Хотя завершается оно, как правило, даже не начавшись, чтением пресс-релиза к концерту. Уже из пресс-релиза, в котором сами участники группы или их друзья порой безудержно и бесстыдно восхваляют выступающую команду, не давая при этом какой-либо более-менее содержательной справки по теме, становится очевидно, что не стоит тратить время и деньги ради очередного разочарования. Но спрос рождает предложение, а товар, коим чаще всего и является наша клубная музыка, нуждается в броской упаковке. Впрочем, об этом подробно было сказано в статье «Платное приложение к пиву», написанной полтора года назад

Все это, однако, не означает, что нет у нас музыкантов и групп, которые ведут себя куда более достойно, не пытаются себя продать, говорят своей музыкой именно то, что хотят сказать сами, а не то, что хочет от них самая невзыскательная часть публики. Есть люди, которые чураются PR и рекламы, сосредотачиваясь на концептуальной и технической сторонах своего творчества. Увы, как было отмечено ранее (см. «Гуманитарная помощь третьему миру» ), встреча с такими людьми часто происходит только по воле случая.

Такой случай представился больше года назад на открытии фестиваля Cyberfest-2011 в Главном штабе. Нет, речь не о самой программе открытия. По крайней мере, музыкальная её часть оставила удручающее впечатление как вторичностью самого звукового ряда, так и откровенной «кустарщиной» того, что организаторы попытались позиционировать как шоу. За модным нынче словечком «креатив» сегодня чаще всего скрывается вот такая, сварганенная на коленке, «инновация». Это к вопросу о разочарованиях…

Но чувство потерянного времени не возникло, поскольку состоялся довольно интересный разговор с двумя молодыми людьми о музыкальных пристрастиях, состоянии звукового искусства сегодня, «правильных» и «неправильных» музыкальных влияниях, коммерческом и некоммерческом искусстве и т.п. Ребята оказались членами большой и дружной арт комьюнити под названием «Утроворту», наиболее активно действующим и известным (в узких, конечно, кругах) музыкальным сегментом которой является группа «Голуби и Безумные Кашевары»

Следующим моим шагом явилось прослушивание альбомов коллектива на сайте utrovortu.ru Альбомы, записанные по-разному представляли довольно разную музыку (вплоть до каверов неизвестной мне группы «Страхуйдёт!»), но, как позже стало ясно, в полной мере воспринять эстетический месседж «голубей и кашеваров…» можно было все-таки на концерте. Подобные события происходят довольно редко, не сопровождаясь рекламой, а тем более восторженными пресс-релизами, о которых шла речь выше. Такая позиция в наше время уже внушает уважение. Прошел почти год, прежде чем все совпало, и я оказался на концерте «Голубей…» в Fish Fabrique Nouvelle.

Приятно удивил уже саундчек. Скрупулезное выстраивание необходимого звука (а добиться его в условиях маленького клуба было не так уж просто, учитывая большой состав коллектива), уважительное отношение к слушателям, дабы им на концерте не пришлось внимать звуковой каше нелинейных искажений (ведь они пришли не на нойз-перформанс!) сразу порадовало. Первое впечатление, говорят, самое верное. Правда это или нет, но уже на саундчеке в моей голове родился журналистский ярлык «Русские Os Mutantes»: южная разухабистость, отшлифованная холодными ветрами северо-запада, фольклорные интонации, оттененные психоделическим инструментальным бэкграундом, который периодически вырывался на первый план.

Тексты, авторство которых как правило представляется как коллективное творчество всех «кашеваров», подвержены влиянию русских формальных поэтических практик первой половины XX века (Хлебников, обэриуты), но иной раз они производили впечатление расширенных версий ранних абсурдистских микро-опусов Джорджа Гунницкого. Часто казалось, что музыкальная и поэтическая ткань не сочетаются между собой, однако единство ощущалось тем явственнее, чем более диссонансной становилась музыка. Видимо в процессе исполнения форма и содержание, постоянно конфликтуя, обретали согласие в наиболее радикальных формах.

Неожиданный переход от одной музыкальной формы к другой в ходе чередования композиций концерта тоже имел место. Как не вспомнить одинокого электронщика, выступившего с «прологом», который напоминал некоторые западные low-fi минимал-электро проекты (их названия, дабы не утомлять читателя, не упоминаю, заметив только, что в качестве предков творцов подобной музыки вполне можно рассматривать известную группу Suicide). Он был лаконичен, хотя хотелось продолжения. Изменчивость формы, поиск оптимальных сочетаний формы и содержания чувствуется во всем творчестве «голубей и кашеваров». Все время возникает ощущение, что каждый альбом, да и композиция в отдельности – это промежуточный этап, короткая остановка на длинном (хочется надеяться!) пути неведомо куда.

Один из членов «Утроворту» и «кашеваров» Никифор Останин (не принимавший по объективным причинам участие в вышеописанном концерте) в послании автору этих строк заметил:

«Из-за того, что музыка - не постоянное занятие каждого из нас, ремесленнического, профессионального к ней подхода у нас попросту нет.»

Если это дилетантизм, то со знаком плюс. Сонмы «крепких профессионалов» сегодня продолжают «загонять мертвую схему» (А.Горохов). Поэтому реализация в различных формах творческих поисков на неизведанных для себя территориях, поисков, не приходящихся ко двору практичному времени «искусства как товара», сама по себе внушает уважение. Есть надежда, что в результате подобных усилий в северных снегах будут вновь возникать «полезные мутации»

«Мы давно уже шутим, что даём последний концерт. Это уже четвёртый или пятый "последний концерт", причём по моим ощущениям, они становятся лучше...» (Н.Останин)

Остается пожелать, чтобы и следующие «последние» концерты были лучше предыдущих, а что будет дальше: «русские мутанты», «голуби и кашевары», «анти-музыкальный проект Утроворту», или пришедший откуда ни возьмись «капитан Борозда», пожалуй, не так уж и важно…


Декабрь 2012


?

Log in

No account? Create an account