БЕРЛОГА АУДИОЛОГА

Previous Entry Share Next Entry
Звуковая среда
audiolog
         

Звуковой террор маленького человека: сегодня и ежедневно

Сегодня время визуальных образов. Они окружают нас везде. Обилие рекламы, билбордов на улицах и в метро, телевизионных роликов, клипов в интернете позволяет нам утверждать, что визуальное пространство тотально, и именно оно наибольшим образом влияет на наше сознание, манипулирует им, формирует его согласно чаяниям тех, кто заказывает… музыку. Музыку?.. Оговорка отнюдь не случайна. Звуку, который мы слышим даже закрыв глаза (а делаем мы это гораздо чаще, чем затыкаем уши), придается все меньшее значение в качестве манипуляционной функции. Но меньше на него обращают внимание в основном потребители (чаще всего поневоле) рекламных услуг. Однако, прислушавшись и подумав, можно прийти к выводу, что звук рукотворный, звук, производимый человеком для воздействия на других людей, распространен в гораздо большей степени, чем визуальный образ. И отгородиться от него гораздо сложнее.

Уже стала притчей во языцех пресловутая фирма “Muzak Inc.”, история которой достойна отдельной статьи. Музыка для лифтов, фаст-фудов, супермаркетов, офисов, бутиков в мегамоллах теперь, как правило, не разрабатывается специально, а выбирается из гор псевдо-музыкального товара, выросших за годы его перепроизводства. Подбирается она согласно «научным» изысканиям туч маркетологов, психологов, социологов и т.п. Так, чтобы под ту или иную музыку лучше продавался товар, спорилась работа придатков персональных компьютеров, быстрее происходила ротация посетителей в фаст-фуде…

Рациональная бизнес-функция определяет «музыкальный вкус» той или иной сети, корпорации или предприятия. Это у них, а у нас процесс пока ещё имеет стихийный характер, что обусловлено отчасти коррупционным монополизмом самих производителей товаров и услуг, отчасти низкой музыкальной культурой, как субъектов, так и объектов маркетинговой манипуляции.

Наше медийное пространство крайне агрессивно. Бесконечные бандитские сериалы, криминальные новости, насилие по ТВ уже давно никого не удивляют. Ток-шоу и реалити-шоу, где участники постоянно ругаются, орут и перебивают друг друга, всегда на экранах в прайм-тайм. Рекламные вставки на наших каналах дико выглядят в сравнении с западноевропейским ТВ. 

Уровень уличного, бытового и индустриального шума не собираются понижать те, от кого это зависит. Он принимается субъектами, производящими его, как неотъемлемая часть нашей жизни. Например, сравните тихие поезда немецкого U-Bahn’а, в которых можно спокойно разговаривать по телефону и между собой и дико грохочущие, спроектированные 40 лет назад, поезда российских метрополитенов, где порой не слышишь собственного голоса. И даже на длинных эскалаторах  петербургской подземки человека не оставляют в покое. Отвратительная звуковая реклама включается на максимальную громкость. От нее невозможно отвернуться! Это - квинтэссенция шумовой агрессии окружающей среды российского мегаполиса.

Люди, день за днем находящиеся в подобной среде, на сознательном уровне перестают реагировать на эту агрессию. Но бессознательно продолжают ей сопротивляться, надевая наушники и отгораживаясь музыкой из своих плееров. Что это за музыка - отдельный разговор. В любом случае при таком способе прослушивания любая музыка превращается в монотонный фон рутинной дороги на работу и с работы. Она выполняет утилитарную функцию стены между человеком и агрессивной звуковой средой, пытающейся на него воздействовать. Эта музыка в плеере не предполагает вникания, вслушивания и, соответственно, должна быть простой, легко усваиваемой. Конечно, бывают и исключения, но, по моему глубокому убеждению, способ слушания, среда, в которой музыка воспринимается, во многом влияют на глубину восприятия.

Часто приходится сталкиваться с таким мнением: « Я не соприкасаюсь со всем этим музыкальным мусором, потому что не смотрю ТВ, не слушаю ФМ-радиостанции, живу автономной жизнью, формирую свой контент…» Так-то оно так, но… Логика в стиле «не нравится, не слушай» имеет существенный изъян. Когда-то классик марксизма сказал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.» Мы заходим в супермаркет, в кафе или на рынок, едем в маршрутке. А там  чаще всего хозяйничают люди с невзыскательным музыкальным вкусом, сформированным теми же СМИ, от которых мы хотим быть независимыми. Они, не мудрствуя, просто включают ФМ-радиостанции, где звучит все та же низкопробная, как правило, российская, попса. Это могут быть: «Русское Радио», «Авторадио», «Дорожное Радио», «Радио Шансон», «Европа Плюс», «Кекс-ФМ» и т.п. Имя им – легион! Всевозможные «палатки» по продаже носителей звукозаписи, расположенные около станций метро, тоже считают своим долгом «вываливать» через мощные динамики свою продукцию на окружающее уличное пространство, что  также формирует постоянный звуковой фон нашей социальной жизни. Для многих людей, которые не сумели, не успели, не смогли по объективным или субъективным причинам сформировать хороший музыкальный вкус, такой фон становится единственно возможным треком, сопровождающим их жизнь. Все это – перспектива в дурную бесконечность, игра на понижение. Ведь люди эти приходят работать в те же супермаркеты, мегамоллы, бутики, открывают рестораны, где оригинальный визуальный дизайн чаще всего сводится на нет банальным звуковым оформлением. Работает отрицательная обратная связь между спросом невзыскательного потребителя и удовлетворяющим этот спрос производителем разного рода товаров и услуг. 

В такой среде, естественно, нет места и эксперименту. Только настоящие аутсайдеры, имеющие смелость и возможность полностью отгородится от социума, могут себе позволить заниматься звуковыми и музыкальными экзерсисами в поисках неизведанного. Но самоизоляция, замкнутость в ограниченной тусовке, отсутствие выхода на новую аудиторию таят в себе опасность творческой деградации. 

Читатель вправе спросить: не слишком ли мрачная картина здесь нарисована? Есть ли выход из почти тупиковой ситуации, описанной выше? На мой взгляд, выход всегда возможен. Он в объединении тех, кого подобная ситуация не устраивает. В попытке создания новых сред, пространств музыкального творчества, большей открытости андерграундных сообществ для неофитов, отходе от узко тусовочного, сектантского принципа, в просвещении, наконец. Звучит, наверное, несколько демагогически, но для развертывания каждого из этих тезисов нужно написать отдельную статью. Даже здесь, на просторах livejournal, достаточно неординарных людей, способных сделать это…  

Май 2012 


?

Log in